Дошкольная группа с.Андреевка МКОУ Андреевской СШ им.Н.Н.Благова
Старший воспитатель Попова Галина Петровна
Конспект НОД «Знакомство с чувашским народным костюмом»
Программное содержание
Образовательная область «Познавательное развитие»:
-Дать представление об узорах, цветовых решениях, орнаментах национальной чувашской одежды.
-Расширять представление детей об особенностях культуры чувашского народа.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
-Познакомить детей с орнаментальными образами-символами солнца,дерева, животных
-Упражнять детей в сочетании цветового соотношения в рисовании чувашских узоров.
Образовательная область «Речевое развитие»:
-Обогатить словарный запас детей словами из чувашской культуры
(Кепе, хевел, тухъя,маттур)
-Развивать интерес к чувашскому языку и навыкам речевого общения.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
-Стимулировать самостоятельность в своей работе, поощрять творческий подход.
-Воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки.
-Воспитывать эмоционально-положительные отношения к чувашскому народу.
-Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству чувашского народа.
Образовательная область «Физическое развитие»
-Снижать утомляемость детей, обеспечивая кратковременный активный отдых.
Материалы и атрибуты: компьютер, чувашские национальные костюмы,
акварельные краски, бумага, вырезанная в форме платья
для раскрашивания детьми.
Методы и приемы:
1.Художественное слово(разыгрывание музыкальное сопровождение-чувашская мелодия)
2.Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров.
3.Отгадывание загадок
4.Физкультминутка «Выполни задание»
5.Ситуация «Творческая мастерская»
6.Самостоятельная деятельность детей и индивидуальная помощь воспитателя.
7.Совместный анализ детских работ.
8.Составление выставки работ.
Ход НОД:
Воспитатель вместе с детьми под чувашскую мелодию заходит в группу и встает в круг.
1.Художественное слово.
Здравствуйте, дорогие друзья.У нас сегодня необычный день, но для начала я вам предлагаю пожелать друг-другу хорошего настроения:
(Пожелания по кругу, сопровождаемые самомассажем).
Я желаю, чтобы уши слушали внимательно.
Я желаю, чтобы глаза все видели.
Я желаю, чтобы голова думала правильно и не ошибалась.
Я желаю, чтобы рот говорил красиво.
Я желаю,чтобы руки рисовали аккуратно.
Я желаю,чтобы тело было здоровым.
Желаю всем счастья!
2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма
-Ребята посмотрите,пожалуйста,как необычно я сегодня одета! Как вы думаете,как называется мой наряд(чувашский национальный костюм).
Я вам хочу рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне (Фартук, платье, шапочка).Моя шапочка называется по-чувашски-тухъя, платье-кепе, а фартук-саппун.
Все,что вы видите ,это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета,ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка-это достояние и гордость чувашского народа. Ею занимались буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов применялись бисер, монеты.
Красивый узор на одежде называется орнамент. Самое примечательное в чувашских орнаментах, что они созданы из геометрических узоров, близких по виду треугольников, квадратов, ромбов, полос, кружочков. По цветовой гамме наиболее распространенными являются красный, желтый, зеленый, черный и синий цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Ребята, а как вы думаете что означает желтый цвет ?
Подскажуя вам загадкой: золотое блюдечко по небу катается,
Людям улыбается. Что это? (солнышко)
Правильно,желтый цвет-это символ солнца,дающего тепло. Чуваши считают,что пока солнце восходит,мир живет,а вместе с ним живет все, что есть на земле:цветущие луга, пшеничные поля и человек.
Ребята, а что означает зеленый цвет?(растительный мир)
Синий цвет-свод неба
Черный-земля(предки в большей части занимались земледелием)
3.Ребята, сейчас я предлагаю поиграть в игру «Выполни задание»
Я буду говорить слова на чувашском языке и выполнять действия по значению этого слова, а вы повторяйте за мной движения.
Ала супар-хлопают в ладоши;
Ала секлер-поднимают руки вверх;
Весер-движения определяющие полет птиц;
Ишер-плавательные движения;
Ларар-приседают;
Тарар-встают;
Сикер-прыжки на двух ногах;
Чупар-бег на месте.
Молодцы! На чувашском языке значит маттур.
А сейчас, ребята, я вас приглашаю в свою творческую мастерскую, где мы с вами станем чувашскими художниками и будем разукрашивать чувашское платье. Скажите, а какие же цвета вы будете использовать в своей работе?
4. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь
(В качестве помощника используется кукла в чувашском наряде, которая гладит детей по головке и говорит «Маттур»)
5.Совместный анализ детских работ.
-Заканчиваем рисовать ,наводим порядок на столе. Какие вы молодцы,маттур! Поработали на славу. Какие цвета вы использовали в своей работе и что они означают? (индивидуальное обращение к детям)
-Ребята, вы настоящие художники, мастера и умельцы! Ваши узоры получились яркие и очень красивые. Возьмите,пожалуйста, свои работы отнесем их на выставку . Посмотрите,ребята, какая красивая выставка чувашских платьев получилась.