Аннотации к рабочим программам дисциплин
Рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям (далее – рабочие программы) являются обязательным документом, реализующим программы общего образования, и отражают реализацию программ учебных предметов с учетом:
требований компонентов федеральных государственных образовательных стандартов;
примерных и авторских образовательных программ по предмету;
обязательного минимума содержания основных учебных образовательных программ;
максимального объема учебного материала для учащихся;
требований к уровню подготовки выпускников;
объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы для реализации учебных предметов в каждом классе (параллели);
когнитивных особенностей и познавательных интересов обучающихся;
целей и задач образовательной программы учреждения;
используемого комплекта учебно-методического обеспечения;
информационно-технического оснащения учебного кабинета (образовательного процесса).
К рабочим программам, которые в совокупности определяет содержание деятельности в рамках реализации образовательной программы, относятся:
- программы по учебным предметам;
-программы элективных курсов;
-программы факультативных курсов;
-программы учебных модулей.
Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:
-государственного образовательного стандарта общего образования по предмету;
-примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
-авторских программ к линии учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных и допущенных Минобразования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.
Текст рабочей программы должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Применяемые термины, обозначения и определения должны быть общепринятыми в научной литературе.
Цели и задачи разработки Рабочей программы
Рабочая программа разрабатывается в целях:
обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования и выполнения Закона «ОБ образовании» (ст.7);
обеспечения достижения обучающимися результатов освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования;
обеспечения качественной подготовки выпускников школы;
повышения профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
определить ключевые предметные компетенции, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данного учебного предмета для решения практических задач в реальной жизни;
раскрыть структуру, содержание и последовательность изучения учебного материала;
распределить объём часов учебного предмета по видам занятий
нормализовать учебную нагрузку учащихся
обеспечить личностную ориентацию содержания образования
обеспечить вариативность образования
направить содержание образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности (Деятельностный характер образования).
Структура Рабочей программы
Рабочая программа имеет следующую структуру:
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения учащимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов конкретного учебного предмета, курса
- Содержание учебного предмета, курса/
- Календарно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности учащихся
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Приложения (технологические карты уроков, технологические карты контроля и т.д.)
Пояснительная записка
Пояснительная записка должна содержать:
-нормативная основа программы (федеральный компонент государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), примерная программа по общеобразовательному предмету, авторская образовательная программа в соответствии с учебно–методическим комплектом, образовательная программа образовательного учреждения, образовательная программа по предмету, учебный план образовательного учреждения; отличительные особенности по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, перестановка порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.), обоснование внесенных дополнений и изменений;
используемый учебно-методический комплект (полный перечень).
Общая характеристика учебного предмета
В разделе указываются:
цели и задачи обучения по предмету в данном классе;
межпредметные (метапредметные) связи учебного предмета;
особенности организации учебного процесса по предмету: формы, методы, средства обучения, используемые учителем.
Описание учебного предмета, курса в учебном плане
В разделе указываются:
количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количестве часов для проведения контрольных (с указанием вида), лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований, уроков развития речи;
учет особенностей обучающихся класса;
виды контроля (вводный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, комплексный);
формы контроля, используемые учителем. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса Требования к уровню подготовки обучающихся представляют собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных).
Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.
Содержание рабочей программы
Данный раздел рабочей программы составлен на основе примерной программы и авторской образовательной программы с учетом внесенных учителем изменений (не затрагивающих стандарт) и должен содержать:
название темы;
необходимое количество часов для ее изучения;
основные изучаемые вопросы темы.
Календарно-тематическое планирование
Отражает разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется календарно-тематический - план на весь срок обучения (обычно на учебный год). В традиционной форме и содержит следующие элементы
номер урока по порядку
темы каждого урока
универсальные учебные действия (ФГОС второго поколения)
дата проведения (по плану) дата проведения (фактически)
примечание Методическое обеспечение программы
литература для учителя (основная и дополнительная);
литература для обучающихся (основная и дополнительная);
материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы.
По каждой дисциплине более подробно можно ознакомится здесь:
Рабочие программы (1-4 класс) (Начальное общее образование)
Рабочие программы (5-7 класс) (Основное общее образование)
Рабочие программы (8-9 класс) (Основное общее образование)
Рабочие программы (10-11 класс) (Среднее общее образование)