Пояснительная записка
Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без профилактической работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья подростков и молодёжи, в частности по недопущению их приобщения к алкоголю и наркотикам.
В связи с этим мы определяем конечную цель профилактической работы школы – воспитание у обучающихся культуры здорового образа жизни, а именно:
* сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение качества их жизни;
* формирование потребности вести здоровый образ жизни;
* развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами.
Задачи:
- Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека.
- Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей, особенно нервной системы.
- Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовки.
- Формирование у школьников отрицательного отношения к «первой пробе».
- Разработка эффективных механизмов совместной деятельности различных секторов воспитательной системы школы, родительских организаций и ученического соуправления.
- Формирование морально-волевых качеств подрастающего поколения.
- Создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы.
- Развитие осознания имеющихся личных ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни.
Реализация этих целей и задач предполагает дальнейшее функционирование тех направлений воспитательной системы школы, которые показали свою успешность и эффективность в предыдущий период.
Основания для разработки программы:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Закон «Об образовании РФ»;
- Закон Ульяновской области «Об административной ответственности за некоторые правонарушения на территории Ульяновской области»;
- Областные и районные приказы, распоряжения, информационные письма;
- Устав школы;
Основными принципами функционирования профилактической программы являются:
дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми «группы риска»;
аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, что является одним из основных моральных барьеров на пути формирования асоциальных форм поведения;
многоаспектность: сочетание различных направлений (социального, психологического, образовательного) целевой профилактической работы;
последовательность;
преемственность.
Сроки и этапы реализации:
Программа рассчитана на 2015-2020 гг.
Этап разработки программы: август – октябрь 2015г.
Этап реализации программы воспитательной работы в рамках предполагаемой концепции: 2015-2016, 2016-2018, 2018-2020 учебные годы.
Этап рефлексии: май – июнь 2015 г.
Исполнители программы
Заместитель директора по воспитательной работе, совет по профилактике, методическое объединение классных руководителей, педагоги дополнительного образования, родительские комитеты школы, ученическое соуправление.
Профилактический процесс, организуемый школой, сочетает в себе два подхода – личностно ориентированный и деятельностый. Формирование человека, имеющего нравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, невозможно без признания неповторимости и ценности личности каждого ребёнка. Только такой человек сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить полноценной жизнью.
В основе построения профилактической программы лежит выявление следующих причин и факторов риска для гармоничного развития личности.
Они таковы:
* дисгармоничная семья
* соматические заболевания
* неблагополучные ситуации в отношениях со сверстниками
* нарушения в эмоциональной сфере (обидчивость, агрессивность, замкнутость, раздражительность и т.д.)
* средовая адаптация
Программа профилактической работы школы основывается на признании необходимости реализации следующих основных направлений.
* формирование ценностного отношения к себе и здоровью
* работа с тревожностью, поиск личностных ресурсов для снятия стресса
* работа с агрессией, поиск личностных ресурсов и обучение навыкам конструктивного выхода из конфликта
* развитие позитивного образа Я
* развеивание «мифов» о психотропных веществах
* обучение неагрессивным социальным навыкам
* формирование собственной позиции по отношению к манипулированию со стороны рекламы
* формирование ответственного поведения
* обучение методам саморегуляции
Программа профилактической работы в течение года
Ключевой компонент |
Форма работы |
срок |
ответственный |
1. Диагностическая работа с детьми |
|||
1. Целенаправленная работа по диагностике детей, поступающих в школу |
Изучение документов, личных дел, беседы с родителями, работа с детьми |
Январь - май |
Заместитель директора по ВР учителя |
2. Изучение детей и составление их индивидуальных психолого-педагогических карт |
Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения, заполнение индивидуальных карт |
Август- ноябрь |
Классные руководители, Родители |
3. Наблюдение за адаптацией школьников 1,5,10 классов. |
Индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщение к творческим делам класса, школы, запись в кружки, секции, составление социального паспорта класса |
Сентябрь - октябрь |
Классные руководители |
4. Работа классных руководителей по изучению личности каждого ребёнка и выявлению причин неадекватного поведения |
Тестирование и анкетирование, классные часы, рейды в семьи |
В течение года |
Классные руководители |
2. Основные направления работы с педагогами |
|||
Учебно – просветительская работа классных руководителей и учителей |
Семинары, лектории, малые педсоветы, психолого-педагогический консилиум |
В течение года |
Администрация школы, психологическая служба |
Повышение квалификации педагогов по проблеме профилактики |
В течение года |
Институт повышения квалификации и переподготовки учителей |
|
Коррекционно – развивающая работа |
Индивидуальные консультации |
В течение года |
Классные руководители, администрация, психолог |
3. Основные направления работы с родителями |
|||
Информационно – просветительская работа с родителями |
Дни открытых дверей для родителей, родительские собрания, родительские комитеты |
В течение года |
Администрация, учителя –предметники, классные руководители, инспектор по делам несовершеннолетних |
Коррекционно – развивающая работа |
Индивидуальные консультации |
В течение года |
Администрация, классные руководители |
4. Основные направления работы со школьниками |
|||
Коррекционная работа с детьми «группы риска» |
Тренинг психолога, организация свободного и учебного времени, развитие интересов, вовлечение в кружки, секции, факультативы, устройство отдыха на каникулах |
В течение года |
Классные руководители, администрация |
Профилактические мероприятия |
Беседы по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения |
В течение года |
Классные руководители, инспектор по делам несовершеннолетних, школьный врач |
Классные часы, конференции по правовой культуре
|
В течение года |
Классные руководители |
|
Экскурсии в РУВД |
В течение года |
участковый |
|
Посещение больницы, беседы с врачами |
В течение года |
Врачи, классные руководители |
|
Классные часы по ПДД |
В течение года |
классные руководители |
|
Конкурсы, акции |
В течение года |
Советы школы |
|
Школьные профилактические акции |
«Доброе сердце» |
октябрь |
Советы школы |
«Самый культурный класс» |
2-3 раза в год |
Педагогический коллектив школы |
|
Игра «Права человека» |
декабрь |
Педагогический коллектив школы |
|
«Мы выбираем жизнь» |
декабрь |
Педагогический коллектив школы |
|
«Самый спортивный класс» |
2-3 раза в год |
Педагогический коллектив школы |
|
День здоровья |
апрель |
Педагогический коллектив школы |
|
Выездные лагеря |
В течение года |
Центр творчества |
|
Районные мероприятия |
В течение года |
Центр творчества |
|
5. Подведение итогов |
|||
Подведение итогов профилактической работы всего педагогического коллектива, рассмотрение предложений, рекомендации по данной проблеме |
«Круглый стол», конференция, семинар, педсовет |
Апрель - май |
администрация |
Литература
- Бодмаев Ю.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения у школьников. – М., 1997.
- Волжская Н.Ю. О наркотиках с разных сторон (методическое пособие для работы с подростками). – М., 2000.
- Данилин А., Данилина И. как спасти детей от наркотиков. – М., 2000.
- Дубровина И.В. Психологическая служба образования. – М., 1997.
- Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1987.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении детей. – СПб., 2000.
- Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно–защитных мер. – М., 1993.
- Тархова Л. Как уберечь ребёнка от тюрьмы и от панели. – М., 1997.