Для изучения в рамках антикоррупционной пропаганды и образования
учащимися 9-11 классов.
Коррупция - слово, которое мы постоянно слышим с экранов телевизоров, видим на страницах газет, употребляем в разговорах.
Что же такое коррупция?
Коррупция - это незаконное принятие или извлечение, как в своих интересах, так и в интересах других лиц, лично или через посредников имущественных благ и преимуществ чиновниками, сотрудниками правоохранительных органов и иными должностными лицами с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а также подкуп таких лиц путем противоправного предоставления им таких благ и преимуществ.
Если говорить более простым языком коррупция - это использование служебного положения в личных целях. Одним из проявлений коррупции является взятка. Что такое взятка? Это получение должностным лицом от другого лица денег или иных благ, за которые им будут оказаны какие-либо услуги, связанные с должностью, которую он занимает. При этом указанные деньги и блага не всегда получает лично взяточник, зачастую они могут быть предоставлены близким ему людям или подставным организациям.
Не стоит думать, что преступлением является только получение взятки. Уголовным кодексом предусмотрено наказание и для того, кто эту взятку дает. Ведь без тех, кто дает взятки, не будет и тех, кто их получает.
В настоящее время в России, как и во многих зарубежных странах, коррупция достигла недопустимого уровня. Коррупция разрушает не только экономику страны, но и вызывает у ее граждан недоверие к государству, порождает правовой нигилизм - т.е. неверие граждан в торжество закона, а как следствие пренебрежение его нормами.
Не случайно в 2004 году Организацией Объединенных наций 9 декабря было объявлено Международным днем борьбы с коррупцией.
В 2006 году Российская Федерация ратифицировала 2 международные конвенции о противодействии коррупции, в соответствии с которыми сейчас готовятся поправки в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации.
О необходимости борьбы с этим явлениям и придания ей статуса национальной программы в своих выступлениях говорили и В.В.Путин, и Д.А. Медведев.
Ни для кого не секрет, что в повседневной жизни гражданам часто приходится сталкиваться с коррупцией при получении медицинской помощи, образования, обращении в правоохранительные органы, устройстве детей в дошкольные учреждения, получении каких либо справок и документов в государственных и муниципальных органах и т.д. А вымогательство взяток с предпринимателей стало уже фактически правилом.
Если вы не хотите, жить в стране процветающей коррупции, не хотите, чтобы получение хорошего образования, качественного медицинского обслуживания, правовой защищённости и т.п. зависело только от количества денег и уровня связей, то вам надо сформировать свою жизненную позицию на основе противодействия коррупции. Коррупция - это система, а бороться с системой, можно только противопоставив ей другую систему, которая должна сформироваться из СМИ, здоровой основы правоохранительных, государственных органов и граждан.
Государственными и правоохранительными органами уже начато проведение целенаправленной работы по противодействию коррупции. Но будет ли она эффективной - зависит от каждого из нас. Стоит повториться еще раз, без тех, кто дает взятки, не будет и тех, кто их получает.
Если вы или ваши близкие столкнётесь с фактами вымогательства взятки и другими коррупционными проявлениями, то вам необходимо знать, что в настоящее время во всех муниципальных образованиях создаются «горячие линии» по противодействию коррупции, как в органах МВД, прокуратуры, муниципальных органах, так и в средствах массовой информации, номера телефонов можно получить, позвонив в указанные организации, они также будут регулярно публиковаться в СМИ. По фактам коррупции целесообразно известить все перечисленные организации, в целях осуществления взаимного контроля за рассмотрением обращения. В случае отсутствия должного реагирования на переданную вами информацию можно обратиться в антикоррупционные отделы прокуратуры, МВД РФ по Ульяновской области, УФСБ РФ и в отдел по реализации антикоррупционной политики Ульяновской области.
Элементы антикоррупционного обучения и воспитания учащихся
История 5 класс
1. Древний Египет: коррупция в Древнем Египте.
2. Западная Азия в древности: коррупция в Древнем Шумере.
3. Индия и Китай в древности: антикоррупционная политика.
История 7 класс
1. Россия при Петре 1: беседы по антикоррупции при Петре 1 мздоимство Меньшикова. Кормления.
2. Россия в 1762-1801 гг.: борьба со взяточничеством.
3. Эпоха Просвещения: время преобразований. Мыслители о коррупции.
История 8 класс
1. От традиционного общества к индустриальному: развитие политической коррупции. Связь политической коррупции и режима.
2. Страны Западной Европы на рубеже 19-20 вв.: коррупция в Германии и США.
3. Традиционные общества в 20 веке: новый этап колониализма. Коррупция в Китае.
4. Борьба со взятками при Александре 1 и Николае 1.
5. Российское чиновничество: двойные стандарты в борьбе с коррупцией (меньшее зло).
История 9 класс
1. Великая российская революция1917-1921 гг.: отрицание коррупции как системного явления. Декрет о взяточничестве 1918 г.
2. СССР на пути строительства нового общества: НЭП и коррупция. Факторы, препятствующие коррупции в СССР.
3. СССР в 1945-1953 гг.: тоталитарная и авторитарная модели борьбы с коррупцией.
4. СССР в середине 60-х – середине 80-х: борьба с коррупцией, как устранение политических противников.
5. Россия в конце 20 – начале 21 веков: либералы, олигархи в борьбе с коррупцией. Модель борьбы. Антикоррупционный комитет. Законы: «О противодействии».
6. Мир в первой половине ХХ века: партийная коррупция. Коррупция в странах с переходной экономикой.
7. Мир во второй половине ХХ – начале ХХI века: транснациональные коррупция и глобализация. Противодействие. Международное антикоррупционное законодательство.
История 10 класс
1. Человечество на заре своей истории: появление бюрократии, коррупции в Древнем Египте, Шумере. Древнеиндийский трактат о коррупции.
2. Европа и Азия в средние века: понятие индульгенции и коррупции.
3. Новое время: эпоха европейского господства. Монополистический капитализм. Развитие политической коррупции. Коррупция в Китае.
4. Россия в 16-17 вв.: системный характер коррупции. Судебники. Вымогательство при Алексее Михайловиче. Система наказаний.
5. Россия в конце 17-18 вв.: антикоррупционная деятельность Петра 1 . Мздоимство Меньшикова. Кормление. Борьба со взятками.
6. Россия во второй половине 19 века: чиновничество. Борьба с коррупцией.
Общество 7 класс
1. Человек и закон: коррупция – ответ на слабость государства. Конкуренция и коррупция.
2. Человек и экономика: экономический аспект коррупции. Коррупция как стимул теневой экономики.
Общество 8 класс
1. Личность и общество: антикоррупционное мировоззрение. Выбор человека.
2. Сфера духовной культуры: антикоррупционное образование, поведение, ответственность.
3. Социальная сфера: антикоррупционное образование, поведение, ответственность.
Общество 9 класс
1. Политика: сформировать знания об антикоррупционных законах. Правонарушениях. Особенностях антикоррупционного законодательства в других странах.
2. Право: сформировать знания об антикоррупционных законах. Правонарушениях. Особенностях антикоррупционного законодательства в других странах.
Общество 10 класс
1. Общество и человек: антикоррупционное образование, поведение.
2. Основные сферы общественной жизни: коррупция как симптом общественной и государственной дисфункции. Коррупция-угроза национальной безопасности.
3. Право: система антикоррупционного законодательства. Международные правовые основы борьбы с коррупцией.
Общество 11 класс
1. Человек и экономика: коррупция – рыночный ответ на слабость государства. Конкуренция и коррупция. Стимул теневой экономики.
2. Проблема социально-политической и духовной жизни: коррупция как способ борьбы за власть. Избрание и коррупция.
3. Человек и закон: антикоррупционные законы. Правонарушения. Законодательство. Международные основы борьбы с коррупцией.
Каталог тематических Интернет ресурсов по антикоррупционной деятельности
http://president.kremlin.ru/ - Сайт Президента Российской Федерации;
http://www.government.ru/content/ - Интернет-портал Правительства Российской Федерации;
http://comnic.ulgov.ru/about/anticor.html - Комитет по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области
http://stopk.cherdakli.com/ - Официальный портал Муниципального образования Чердаклинский район Ульяновской области;
http://center.sudanet.ru/ - Антикоррупционная информационная база "Суда нет"
УТВЕРЖДАЮ
Министр образования
Ульяновской области _______________Е.В.Уба
_________________2012 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по использованию на практике перечня ситуаций потенциального конфликта на государственной гражданской службе в Министерстве образования Ульяновской области и обращению государственных гражданских служащих Министерства образования Ульяновской области в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства образования Ульяновской области
1. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации подготовлены для использования в работе структурными подразделениями Министерства образования Ульяновской области.
Правовой основой настоящих Методических рекомендаций является Федеральный закон от 27.07.2007 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный Закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Закон Ульяновской области от 30.11.2004 № 085-ЗО «О государственной гражданской службе Ульяновской области».
Целью настоящих Методических рекомендаций является активизация работы по профилактике коррупционных правонарушений со стороны государственных гражданских служащих Министерства образования Ульяновской области (далее – гражданские служащие) и повышения эффективности деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства образования Ульяновской области.
2. Конфликт интересов
на государственной гражданской службе в Министерстве образования Ульяновской области и способы его урегулирования
Конфликт интересов на государственной гражданской службе рассматривается как противоречие между личными (частными) интересами служащего и его должностными обязанностями.
Личная заинтересованность гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, - возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. Личная заинтересованность может быть прямой и косвенной.
Существует два субъекта урегулирования конфликта интересов:
- государственный гражданский служащий;
- представитель нанимателя, в обязанности которого входит содействовать предотвращению конфликта интересов.
Основными способами предотвращения и урегулирования конфликта интересов представителем нанимателя являются:
- 1. Изменение должностного или служебного положения государственного гражданского служащего (внесение изменений в должностной регламент, перевод служащего, временное отстранение от исполнения должностных обязанностей);
- 2. Отказ государственного гражданского служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, при этом понятие выгоды законодательством не раскрывается;
- 3. Отвод или самоотвод государственного гражданского служащего, который выражается в недопущении государственного гражданского служащего к принятию управленческого решения, осуществления контроля за определенной организацией;
- 4. Передача ценных бумаг (в случае их наличия) в доверительное управление (Гражданский кодекс, гл.53);
- 5. Ограничение доступа государственного гражданского служащего к конкретной информации;
- 6. Усиление контроля за выполнением государственным гражданским служащим обязанностей, в ходе выполнения которых возникает конфликт интересов;
- 7. Установление коллегиального порядка принятия решений по вопросам, с которым связан конфликт интересов;
- 8. Увольнение государственного гражданского служащего (в отношении государственных служащих – п.13 ч.1 ст.33 ФЗ № 79
- «О государственной гражданской службе РФ»).
Применительно к государственным гражданским и муниципальным служащим законодательно закреплено две основные обязанности:
- 1. Принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (воздерживаться от контактов с заинтересованными организациями, дистанцироваться от личных предпочтений и т.д.);
- 2. Уведомить руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, когда служащий об этом узнает.
Согласно проведенному анализу, количество заседаний комиссий по урегулированию конфликта интересов по факту обращения гражданского служащего незначительно.
Характерные причины следующие:
- 1. Служащие не всегда различают ситуации, когда у них возникает конфликт интересов;
- 2. Служащие скрывают наличие конфликта интересов с целью извлечения незаконной выгоды;
- 3. Служащие скрывают наличие конфликта интересов для того, чтобы не менять устраивающую их ситуацию (при этом незаконной выгоды не получают);
- 4. Служащие скрывают наличие конфликта интересов из опасения применения к ним санкций и отрицательного влияния на должностной рост.
Перечень ситуаций потенциального конфликта интересов позволит:
- 1. Повысить информированность государственного и муниципального служащего о ситуациях, связанных с угрозой возникновения конфликта интересов;
- 2. Упростит процедуру привлечения служащего к ответственности, если обязанность информирования о такой угрозе им не будет выполнена;
- 3. Повысит стимул сообщать о наличии конфликта интересов у тех служащих, которые опасаются это делать, чтобы не мешать должностному росту.
Перечень ситуаций потенциального конфликта интересов на государственной гражданской службе Ульяновской области
- 1. Членство (участие) в некоммерческих организациях;
- 2 Владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций);
- 3. Непредставление либо представление неполных сведений о доходах супруга (супруги) и/или несовершеннолетних детей;
- 4. Наличие личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение гражданским служащим должностных обязанностей:
- 1) участие в судах по личным спорам либо по спорам подведомственных государственных учреждений;
- 2) участие в составе конкурсной комиссии по приёму на государственную гражданскую службу в случае, если конкурсант является родственником государственного гражданского служащего;
- 3) проверка и контроль деятельности подведомственных учреждений, в которых работал/планирует работать государственный гражданский служащий либо работают его родственники;
- 4) оказание личного предпочтения учреждениям, в которых работают родственники, при распределении грантов либо выделении денежных средств;
- 5) участие в работе комиссий по предоставлению материальных ценностей (земельных участков, участков лесных угодий, финансовых средств) для самого государственного гражданского служащего либо для физических лиц, являющихся родственниками государственного гражданского служащего, либо юридических лиц, учредителями или участниками которых являются родственники государственного гражданского служащего;
- 6) взаимодействие с коммерческими организациями, сотрудниками или участниками которых являются родственники государственного гражданского служащего.
Порядок обращения гражданских служащих в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства образования Ульяновской области
В случае возникновения у гражданского служащего ситуации потенциального конфликта интересов гражданский служащий обязан незамедлительно проинформировать об этом представителя нанимателя и обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства образования Ульяновской области (прилагается).
Гражданские служащие Министерства образования Ульяновской области направляют свои обращения в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства образования Ульяновской области.
Обращения регистрируются уполномоченным сотрудником кадровой службы и в течение одного рабочего дня со дня регистрации передаются председателю комиссии для рассмотрения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
УВЕДОМЛЕНИЕ (примерная форма)
Председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства образования Ульяновской области
ОБРАЩЕНИЕ
Я, _______________________________________________________________,
(Ф.И.О.)
замещающий_________________________________,
(наименование должности)
во избежание возникновения конфликта интересов прошу рассмотреть на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства образования Ульяновской области____________
___________________________________________
(описание ситуации потенциального конфликта)
__ _________________ 20___ г. ___________________
(подпись)
В Ульяновской области с 12.11.12-23.11.12
стартует акция «Сообщи, где торгуют смертью»
Любой может анонимно рассказать о фактах продажи наркотиков, а также получить психологическую помощь.
Как ясно из названия, всех жителей региона призывают сообщить об известных им случаев незаконного оборота наркотиков, а также получить квалифицированную помощь психологов.
По информации пресс-службы регионального Управления наркоконтроля, акция пройдет до 23 ноября . Для жителей области в эти дни будут работать «горячие линии» и «телефоны доверия». Во всех случаях гарантируется анонимность.
8(8422) 67-68-04 – круглосуточный «телефон доверия» Управления наркоконтроля по Ульяновской области. По нему можно сообщить об известных вам фактах незаконного оборота наркотиков и связанных с ними правонарушениях.
88(8422) 45-15-22 – по этому номеру специалисты-психологи Ульяновской наркологической больницы окажут необходимую психологическую помощь, связанную с проблемой злоупотребления наркотиками
8(8422) 42-00-25 - круглосуточный «телефон доверия» Центра социальной и психологической помощи семье и детям. По нему также можно получить квалифицированную помощь психологов.
8-800-2000-122 – это второй номер Центра социальной и психологической помощи семье и детям, на него можно бесплатно позвонить с сотового телефона.
Также сообщить информацию или получить психологическую помощь можно, отправив письмо на электронный адрес info@ulgnk.ru .
Обновлено ( 27.11.2012 08:17 )
МОУ Андреевская СОШ им. Н.Н. Благова
Информация по антикоррупционной работе за 9 месяцев
1. Количество проведённых классных часов по антикоррупционной тематике, информация о которых размещена в СМИ или на официальном сайте школы в виде отдельного информационного сообщества о каждом проведённом мероприятии, с указанием даты его проведения, школы и класса (указать в каком СМИ и каком номере, или адрес сайта с указанием раздела).
17 января на совещании при директоре были доведены сведения членов педагогического коллектива инструктивно-методических рекомендаций МО по организации антикоррупционной работы в школе.
Классные тематические часы:
- - Антикоррупционная местная власть – 19.01.12 г. 10 класс, охвачено 5 уч-ся
- - Права и обязанности ребёнка – 16.02.12 г. 5-6 классы, охвачено 5 уч-ся
- - Поговорим об антикоррупции – 15.03.12 г. 11 класс, охвачено 8 уч-ся
- - Коррупция и борьба с ней – 19.04.12 г. 9 класс, охвачено 12 уч-ся
- - Антикоррупция – история России – 17.05.12 г. 10 класс, охвачено 5 уч-ся
- - На что имеем право – 20.09.12 г. 8 класс, охвачено 9 уч-ся
23 марта на родительском собрании для 11 класса было доведено о соблюдении требований законодательства во время проведения ЕГЭ и ГИА.
В школе периодически обновляется информационный стенд по антикоррупционной деятельности, с набором инструктивно-методических писем по обеспечению соблюдения действующего законодательства.
14 июня в ЛОЛ «Алые паруса» проводилась познавательная игра «Что такое хорошо, что такое плохо» 1-4 классы, охват 20 уч-ся.
2. Количество проведенных тематических экскурсий обучающихся по антикоррупционой тематике, информация о которых размещена в СМИ или на официальном сайте школы в виде отдельного информационного сообщества о каждом проведённом мероприятии, с указанием даты его проведения, школы и класса (указать в каком СМИ и каком номере, или адрес сайта с указанием раздела).
Экскурсии не проводились (нет средств)
3. Количество проведенных тематических встреч обучающихся с представителями правоохранительных органов, информация о которых размещена в СМИ или на официальном сайте школы в виде отдельного информационного сообщества о каждом проведённом мероприятии, с указанием даты его проведения, школы и класса (указать в каком СМИ и каком номере, или адрес сайта с указанием раздела).
15 июля в школу был приглашён администратор с. Андреевки Ежков М.Г. и представителями правоохранительных органов Крыш С.И., который провел беседу на тему: «Есть ли коррупция на селе?», охват составил 30 человек.
4. Количество проведенных конкурсов детского творчества антикоррупционной направленности с указанием количества присвоенных призовых мест, поощрительных призов и грамот, а также материалов в местных СМИ, в которых было рассказано о проведенных конкурсных мероприятиях.
В конкурсах участие не принимали
5. Количество творческих работ, созданных обучающимися при проведении конкурсов антикоррупционной направленности с указанием материалов в местных СМИ, в которых было рассказано о проведенных конкурсных мероприятиях (наличие творческих работ или их фотографий обязательно).
Творческих работ нет.
6. Количество творческих, кружковых объединений детей, в учебных программах которых реализуются элементы антикоррупционного образования и воспитания (при наличии подтвержденной информации размещенной в СМИ или на официальном сайте) (указать в каком СМИ, каком номере и приложить ксерокопии статьи или заметки, или указать адрес сайта с указанием раздела).
Темы уроков по истории:
- - Древний Египет. Жизнь египетского вельможи.
- - Западная Азия в древности
- - Древнее Двуречье.
- - Индия и Китай в древности.
- - Первый властелин единого Китая.
- - Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.
- - Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
- - Образование централизованных государств в Западной Европе XI-XV веков.
- - Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.
- - Германия и Италия в XII-XV веках
- - Усиление власти князей в Германии.
- - Русь Древняя.
- - Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
- - Политическая раздробленность на Руси.
- - Главные политические центры Руси.
- - Россия в 17 веке
- - Новые явления в экономике.
- - Основные сословия российского общества.
- - Политическое развитие страны.
- - Россия при Петре I
- - Реформы Петра I.
- - Россия в 1762 – 1801 гг
- - Внутренняя политика Екатерины 2.
- - Россия при Павле I.
- - Эпоха Просвещения. Время преобразований.
- - Век Просвещения.
7. Количество публикаций на официальных сайтах ОУ о проведенных воспитательных занятиях по антикоррупционной тематике (в формате не менее 1500 знаков с фотографиями) (указать адрес сайта с указанием раздела).
Публикация на сайте ОУ www.asschool.ru в виде фотографий в рубрике фотогалерея о проведённом классном часе имеется.
Способы выражения (выплёскивания) гнева
- 1. Громко спеть любимую песню.
- 2. Пометать дротики в мишень.
- 3. Попрыгать на одной ноге.
- 4. Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции.
- 5. Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
- 6. Пускать мыльные пузыри.
- 7. Устроить бой с боксёрской грушей.
- 8. Пробежать по коридору школы.
- 9. Полить цветы.
- 10. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
- 11. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
- 12. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
- 13. Передвинуть в квартире мебель.
- 14. Поиграть в настольный футбол, хоккей, баскетбол.
- 15. Постирать бельё.
- 16. Отжаться от пола максимальное количество раз.
- 17. Сломать несколько игрушек.
- 18. Устроить соревнование «кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит».
- 19. Стучать по парте карандашом.
- 20. Скомкать несколько листов бумаги, а затем выбросить.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |